Аналитик

Здравствуйте, доктор

Автор статьи: Илья Корнипаев, автор книги «Требования для программного обеспечения: рекомендации по сбору и документированию», которую вы можете найти в разделе Книги по управлению требованиями


Реальная ситуация из жизни (год эдак 2004-ый). У моего начальника, сидящего справа от меня, звонит телефон. Он снимает трубку, здоровается, немного слушает, прощается, кладет трубку. Все.

Я спрашиваю:
– Кто звонил-то?
– Да из бек-офиса. (прим. Back-office – отдел занимающийся оформлением новых клиентов, договоров, формированием отчетов для клиентов и т.п. работой)
– И чего?
– Да пока он рассказывал свою проблему, сам понял, что ему делать. Представляешь, такое случается с завидной регулярностью: для того чтобы решить проблему, мне просто достаточно поднять трубку – человек сам все поймет пока мне рассказывает.
Все, занавес – никаких формальных CRов, никаких долгих встреч, написаний документов, обсуждения, прототипирования, кодирования, тестирования, приемки. Просто человек снял трубку и этим решил проблему.

Ну и кто он после этого? А он, так называемый,  «АЙТИ БИЗНЕС АНАЛИТИК», который правильно делает свою работу.

Сейчас постараюсь опять донести мысль, которая почему-то не очевидна для многих людей. Основная миссия аналитика в IT состоит в том, чтобы помогать бизнесу делать бизнес. Все остальное плавно проистекает из необходимости достижения этой цели.

К сожалению, для людей любящих «рисовать кнопки», начинать нужно совсем не с кнопок. То же разочарование сейчас, возможно, постигнет и писателей, любящих писать прекрасные солидные документы, а так же любителей моделирования.

Начинать, понятно, надо с того, чтобы выслушать человека. И если «просто выслушать» не помогло, уже тогда приступать к диагностике (задавать вопросы), а затем поставить диагноз (понять в чем проблема у человека на самом деле, откуда и почему она взялась), и дальше, собственно, пытаться лечить причину возникновения проблемы.  На кого похоже? На ученого? На инженера? На дизайнера? Ни разу. Похоже, это, несомненно, на доктора. На правильного доктора, который не пытается вам втюхать модные таблетки или БАДы по баснословным ценам.

Почему это до многих не доходит? А чему они учились? Что в школе или в вузе (обычно техническом) учат понимать людей? Увы, нет. Или покажите, где учат.

Вы видели хоть одного нормального доктора, который пытается сделать полную схему жизнедеятельности вашего организма, чтобы понять, что там неправильно у вас устроено, а потом предложить правильную схему жизнедеятельности вашего организма, под которую вы обязательно должны перестроиться, чтобы решить ваши проблемы?   Аналитиков, которые уверены в том, что без полного описания бизнес-процессов предприятия AS IS, а потом проектирования TO BE невозможно работать, я видел достаточно. Аналитик должен понимать, что он работает с живыми людьми, которые, возможно, никогда не смогут построить этот самый TO BE, просто, могут не найти людей, которые заходят работать так, как нарисовал аналитик в модели TO BE.

Я продолжаю отстаивать позицию, что лучшее — враг хорошего, и основная задача аналитика состоит в том, чтобы помочь людям, а не в том, чтобы учить их жить. Редко когда это одно и то же.

Чем отличается хороший доктор от плохого доктора? Просто на уровне своих собственных ощущений как пациента:

  1. Хороший доктор, — это человек, с которым не чувствуешь себя некомфортно (тебе ведь, возможно придется рассказывать ему о своих интимных проблемах). Доктор должен располагать к такому общению.
  2. Хороший доктор, — это человек, который не тратит твое время на то, что ковыряется при тебе в бумажках или компьютере, а занимается тобой, при этом фиксируя необходимые объективные вещи – симптомы, жалобы, показания – температура, пульс, давление  и т.п.
  3. Хороший доктор объясняет понятными для пациента словами, какой диагноз он поставил и почему.
  4. Хороший доктор предлагает методы лечения (дает выбор).

Перефразируя известную поговорку, закончу свой опус словами: «Плох тот аналитик, после беседы с которым человеку не становится легче».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *