Аналитик · Организация работ · рабочееместоаналитика · Развитие

Рабочее место одного системного аналитика

Эта статья для системных аналитиков, которым интересно, какими программами пользуются в работе их коллеги. Понятно, что набор ключевых систем в рамках одной компании будет совпадать. Но иногда вы 5 лет сидите с коллегой за соседними столами, ходите вместе пить чай и совершенно случайно узнаете, что есть офигенный инструмент, значительно облегчающий ему жизнь. И оказывается, что он тратит минуты на то, на что у вас уходит час.

Автор статьи: Анна Гасраталиева, соавтор ITworks!, ведущий аналитик и тимлид в компании Nexign (бывш. «Петер-Сервис»)

Ниже представлен мой список используемых инструментов, бережно собранный за 7 лет работы аналитиком. Большая часть этих программ была у кого-то увидена и только благодаря отзывчивости коллег заняла свое место в моем профессиональном арсенале. Чем-то я пользуюсь часто, чем-то редко, но каждая из них мною любима и нужна.

  1.  Punto Switcher — быстрое исправление неправильной раскладки. Я использую его только для этого, поэтому настройки специфические:
    1. полностью отключены все автоматические действия
    2. есть две кнопки: Pause (последнее слово исправляет) и Shift+Pause (все выделенное))
    3. включен, но используется раз в несколько лет дневник и буфер обмена — лично мне эти функции практически никогда не нужны
  2. Outlook — лучший в моем понимании почтовик. Дома тоже он стоит, даже денег не пожалела. Но тут дело вкуса, большинство почтовиков можно настроить также как Outlook, сделать правила, автоматическую сортировку писем, устанавливать галочки, делать разные аккаунты и архивировать почту… Лично мне удалось очень хорошо изучить именно этот инструмент и сейчас я использую его максимально эффективно. Если вы уже пользуетесь The Bat и не испытываете никаких сложностей, нет смысла менять шило на мыло. Однако «никаких сложностей» означает, что вы
    1. Быстро (меньше минуты) можете найти любое письмо по дате/автору/теме/куску текста
    2. Никогда или почти никогда не удаляете письма вручную
    3. За мгновение можете оценить, как много у вас работы на ближайший час / день
    4. Если вам звонит Иван Иваныч, то после слов приветствий вы уже открыли его последнее письмо, чтобы обсудить его по пунктам
    5. Вы не сталкиваетесь с проблемой «Вась, но я ж там выделил жирным в письме самое важное» — «Ээээ..тут нет выделений никаких»
  3. OneNote — органайзер. Нет, я не фанат MS, но они действительно сделали отличный органайзер.
    1. У меня есть несколько «книг» (по сути, это папки): домашняя, планы, инфа.
    2. В каждой книге есть разделы. Например, планы разбиваю по месяцам.
    3. В каждом разделе есть страницы (пн 01, вт 02 и тд — зависит от количества дел, иногда страница=неделя).
    4. В планах на день я всегда пишу нумерованный список с галочками — этого более чем достаточно. Иногда (все сильно зависит от специфики компании) я не веду планы в эл-м виде, потому что совещаний много, и они проходят оффлайн. В таком случае OneNote нужен для того, чтобы быстро записать текст (офигенно удобно) и сделать скрин (обожаю сочетание win+shift+S) или надолго сохранить информацию (так, например, когда я прихожу в новую компанию и обрастаю ссылками и инфой, пополняется «книга» Инфа, в ней периодически нужно прибираться, чтобы она не превратилась в хлам; либо сразу вести ее аккуратно — но так мне кажется неудобно).
    5. Единственный для меня конкурент OneNote это обычный ежедневник. Однако в компании, где 90% встреч проходят онлайн блокнот оказался не так удобен.
    6. Кстати, возможность вставить что-то как текст, без сохранения форматирования — полезная штука
  4. Axure — прототипирование. Сразу скажу, что последнее время из-за специфики работы в именно текущей компании, перестала его использовать (читай Gliffy и Paint). Но вообще программка классная, особенно если вам ее оплатят на команду, и вы сможете все научиться ею пользоваться. Главное не переусложните себе жизнь, а то мы как начали использовать все подряд: переходы, слои.. Кошмар начался. Надо сначала научиться пользоваться основными фишками (быстро нафигачить прототипов, распечатать или отправить картинкой заказчику). Да, функция с сохранением в html клевая, но… баловство. Ну или тут мне не хватило времени и желания изучить инструмент. Сейчас вообще им не пользуюсь.
  5. Paint — прототипирование. Если вы мастер Photoshop, то лучше он, естественно. Но я «мастер Йодо» по пейнту и могу очень-очень быстро сделать в нем все, что мне нужно. У вас есть форма, на которую нужно добавить чекбокс и показать это заказчику? 3 минуты, щас сделаю. У вас есть форма, в которой надо что-то убрать, поменять местами и тп? «5 минут, Турецкий» (с). Единственное, когда Paint плохой выход: это если вы делаете новую систему и никакой концепции/примеров/готовых форм еще нет. Тогда можно использовать Visio (мне разонравился) или Gliffy (плагин к Confluence). Однако самый правильный (читай быстрый и эффективный) вариант — карандаш и лист А4. Это вне конкуренции 🙂 Если бы меня попросили выбрать самый полезный инструмент для создания прототипов, то нет, не Paint, не Visio, не draw.io, не Gliffy и никакой другой — только бумага и карандаш.
  6. Gliffy — прототипирование. Есть триальная версия, но если компания не купила это как плагин к Confluence, то использовать его будет неудобно (и команде не подредактировать если что, и вам покупать/менять аккаунты не круто). В таком случае как альтернативу посоветовала бы draw.io все-таки
  7. Word, Excel и их аналоги в гугл. Все четыре проги я использую часто и, похвастаюсь, профессионально. Макросы, сводные таблицы, быстрые разбиения на столбцы/объединения ячеек, копирование данных, поиск, редактирование, автозамена, колонтитулы, оглавления, нумерация страниц и тп — все это кажется ерундой, но экономит гигантское количество времени, если вы профи. Большинство моих коллег не профи, так что они даже не знают как закрепить верхнюю строку или растянуть все столбцы. Такое немного унизительно наблюдать, так что рекомендую поизучать эту тему.
  8. Windows. Ну а что? Между прочим, есть любители маков и линуксов, не смею их критиковать. Но если вы пользуетесь операционкой, будьте любезны быть на уровне среднестатистического или хотя бы плохенького админа. Вопросы «а где посмотреть какая у меня версия винды» от аналитика — это «фу». Не знаете — так погуглите, это явно будет полезнее, чем позориться. Нет, нормально, если человек чего-то не знает и задает вопросы. Но непрофессионально, если он перед этим не погуглил
  9. Skype/qip/telegram/slack/whatsapp и тп — я всем этим пользуюсь в той или иной мере. Все зависит от заказчика и команды. Главное — стараться минимизировать количество мессенджеров на работе, но какими они будут глобальной разницы нет. Научиться эффективно работать можно в любой, тк настройки уведомлений везде можно менять.
  10. Chrome — браузер с кучей плагинов. Вот основные:
    1. friGate CDN — чтобы читать любые статьи, даже вражеские, если они полезны моему проф.развитию)))
    2. Incredible StartPage — достаточно удобная стартовая страница. Думала, буду пользоваться блокнотом на ней, но оказалось ключевай фишка все-таки в часто открываемых вкладках.
    3. Postman — плагин (есть и десктоп приложение), позволяющий работать с запросами. Отправлять, сохранять.. Вообще незаменимая штука в интеграции
  11. IE (Edge) — ничего не поделать, если корпоративное ПО делают на них, приходится уметь пользоваться им не хуже хрома. Вы ведь, естественно, пользуетесь  закладками?:)
  12. Fiddler — отличная штука, если вам нужно разбираться в замысловатом API, которым обменивается фронтенд и бекенд. С его помощью можно также дергать чужое api, тестировать скорость загрузки форм и тп. К сожалению, я не назвала бы его очень интуитивным, большую часть крутых фишек мне показали ребята-программисты и тестировщики. С миру, что называется, по нитке.
  13. Блокнот — так как он есть всегда и везде, то основная функция, конечно — что-то сохранить ненадолго. Очень удобно вставлять текст в кривом формате, дальше ctrl+A, ctrl+C и вставляем куда хотим уже без всякого формата. Этой функцией часто пользуюсь, потому что очень быстро. Word очень долго запускается , в OneNote тоже почему-то долго получается. А тут хоп-хоп — и готово!
  14. Notepad++ — раньше был для меня аналогом блокнота, но, оказалось, что он умеет выделывать интересные штуки (запись макросов, автоформатирование и т.д.). Рекомендую научиться использовать основные фишки
  15. PLSQL Developer/ TOAD — программы для работы с бд. Все зависит от того, что использует ваша компания. Сначала я была уверена, что TOAD сильно круче, но привычка и помощь коллег научили ничуть не хуже работать в PLSQL Developer. Сделала вывод, что от подобных программ все-таки ждут в основном базовых функций: выполнить запрос, построить план, найти объект в бд.. А это не такие уж сложные функции и везде более или менее нормально реализованы
  16. JIRA/Confluence — очевидно, это наиболее популярные, но далеко не единственные программы в своем роде. Изучить их ничего не стоит, дело лишь в практике и желании. Я умею быстро и красиво оформлять статьи в Confluence, пользуюсь ссылками и прочими фишками. Запросто могу создать доску для команды в JIRA, настроить ее удобно для всех или получить данные запросом (если эти данные JITRA и правда хранит). Надо сказать, что вы можете научиться всему этому достаточно быстро, в интернете достаточно пояснений.
  17. FastStoneCapture — было очень полезно раньше, чтобы быстренько сделать скрин и распознать текст. Сейчас таких задач стало меньше, поэтому уже не так актуально
  18. Franz — пробовала эту штуку как один мессенджер на все. К сожалению, не выдержало испытанием временем — много багов было и не очень удобно переключаться.. Однако сама идея классная и если вы знаете хорошую реализацию, то, пожалуйста, поделитесь!
  19. GoToMeeting — отличный способ провести встречу от 3х человек. К сожалению, очень уж платная, так что нужно каждый раз создавать новый аккаунт на 14 дней. Если вы организуете такие созвоны не часто, если вам очень нужна компактная качественная запись по результатам (в том числе и видео с экрана, и лиц), то это однозначно в разы круче конкурентов — попробовала все, что нагуглила. Если вы сейчас подумали о скайпе, то это вообще не тот уровень, даже близко.

 

Кроме вышесказанного, на старте карьеры я писала небольшие программки на C#, VBA, Delphi. Этот опыт был полезен скорее пониманием того, какого быть программистом и тестировщиком, нежели дал полезные знания программ. А вот теперь, когда я немного пощупала Java, то могу в случае чего работать в Eclipse и IDEA. Пару раз это уже оказалось полезно.

 

Недавно при переходе в роль тимлида, мне пришлось познакомиться с GIT, Bitbucket, VirtualBox и еще некоторых других примочках. Однако постоянное их использование мне не потребовалось, так что знание можно оценить на троечку — достаточно, чтобы было с чего начать разбираться, но недостаточно для того, чтобы самостоятельно сделать что-то сложное быстро. Считаю, что было полезно познакомиться с этим арсеналом разработчиков, devops-инженеров и тестировщиков, но пока знакомство углублять смысла не вижу.

Что пока не удалось

На данный момент еще не нашла «свою» программу для работы с видео (и тут даже готова платить, лишь бы не бешеные деньги), а также не встретила хороший мессенджер, объединивший бы все остальные

Однажды нам нужно было настроить «будильник» при приходе на почту особого письма. Удалось придумать только включенный ноутбук, открытый Outlook  и звук сирены, настроенный в правилах. Уверена, что наша команда далеко не первой столкнулась с такой задачей, но за один вечер решение мы не нагуглили, поэтому смастерили вот такой костыль. Если у вас есть идеи, мы были бы очень признательны 🙂

 

PS: т.к. всегда есть, куда расти, я буду очень благодарна за ваши советы. Возможно, вы хотите написать свою статью в цикле #рабочееместоаналитика ? Пишите на ba.sa.community@gmail.com, опубликуем!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *